Праздник мира: Игры против войны
Когда закончилась Великая Отечественная война, миллионы вздохнули с облегчением. Начиная с 9 мая 1945 года, отца, сыновья, мужья и деды начали возвращаться домой, а вскоре началось и постепенное восстановление разрушенных бомбами, артиллерийскими снарядами, танками и пожарами городов, новая жизнь закипела и пошла своим чередом. Эхо самой страшной войны в истории человечества не отступало, но и не бередило жизни людей: все были слишком заняты трудом и налаживанием жизни, так что времени много думать и развивать демагогии не было. Но один раз в год ветераны собирались и отмечали день, ознаменовавший завершение Великой Отечественной войны.
Как правило, сопровождая тостами с одним главным посылом: «Лишь бы не было войны»…
Да, сама эта заезженная фраза появилась гораздо позже, а затем была высмеяна и перекручена множеством способов, в частушках, народном фольклоре и песнях. Однако суть она передаёт замечательно: помнящие все ужасы войны ветераны РККА, приходя на линейки в школы, встречаясь друг с другом и садясь за семейный стол, вспоминали войну только с ужасом. Эти чувства от них, вместе со знаниями, передавались всем вокруг и в народе было единое отношение к этому «празднику со слезами на глазах».
В последние же годы из Дня Победы делают какой-то шабаш, с кучей неподходящей атрибутики где попало, с расписанными провокационными лозунгами машинами, отражающими уровень умственного развития их владельцев, с рекламными плакатами всевозможных клубов, от танцевальных до так называемых «джентльменских», то есть со стриптизом у пилонов. Несложно увидеть рекламы вроде лозунга «Приди и победи», расположенного на плакате рядом с эффектного вида полуголой девицей в ошмётках советской униформы. Начиная с 90-х годов мораль людей начала давать сбой, росла жестокость, появилось много радикальных движений всех мастей, преимущественно завлекающих молодёжь. Всё это привело к тем ужасам, которые перепадают нашему поколению и, если мы не остепенимся, останутся и нашим детям.
Советский лейтенант раздаёт сигареты немецким военнопленным.
С этими мыслями, сегодня, 9 мая 2019 года, мы решили отойти от привычных тем вроде «Игр, где можно настрелять в жбан нацистам». Сегодня мы хотим продолжить линию ветеранов, которые поднимали рюмки, бокалы, стаканы — не суть — за то, чтобы над нашими головами было мирное небо, а война больше никогда не стучалась к нам в дома. Поэтому говорим мы не об отстреле людей любых взглядов и в любой униформе, а об антивоенных играх, которые заставляют задуматься не хуже, чем великие работы Эриха Марии Ремарка.
Поехали!
Антивоенные игры нравятся мне намного больше военных и альтернативной истории, в основном благодаря своему хорошему посылу и особой атмосфере. В жизни я поиграл во много таковых, начиная от Lost Patrol под MS-DOS и Cannon Fodder для SEGA Mega Drive, до современных Valiant Hearts и 11-11: Memories Retold. Но два проекта этого направления я хочу выделить как особо меня впечатлившие и тронувшие настолько, что до сих пор воспоминания о них немного пробирают: This War of Mine от польской студии 11 bit Studios, и Spec Ops: The Line от немецкой команды Yager. Я сейчас не буду говорить о достоинствах и недостатках их игрового процесса, об этом сказано в обзорах, которые можно найти у нас на сайте. Я хочу поговорить о темах, которые эти игры затрагивают, и том, как именно они это делают.
Spec Ops: The Line — игра, при создании которой разработчики основательно вдохновлялись культовым фильмом «Апокалипсис Сегодня» Фрэнсиса Копполы, и некоторые игровые аспекты отсылают именно к этому произведению. Особенно варианты завершения, коих несколько, в зависимости от решений игрока. На моей памяти, именно The Line установила новый стандарт качества в сюжете игрового военного боевика, выдвинув его на первый план. Здесь впервые очень ярко показали жестокость войны на Ближнем Востоке, которую вели американские войска, хотя сами по себе события вымышлены и развиваются в Дубае, ОАЭ. Там игра, к слову, запрещена строго-настрого.
Игра до краёв наполнена болью, страданиями и сложными решениями, которые ведут к необратимым последствиям. Фактически это был первый игровой боевик, представивший нам все сложности, через которые проходит военный в боевых условиях, и как меняется его психика, восприятие реальности, как трещит и разлетается на кусочки общечеловеческая мораль, под давлением инстинкта самосохранения и страха за себя, за товарищей. Мы видим, как главный герой, в начале уверенный в себе и даже немного пафосный, готовый проявлять инициативу, если считает её оправданной. Например, по заданию в игре мы должны всего лишь подтвердить наличие беженцев в Дубае, и это происходит в первые же минуты игры. Миссия завершена. Но командир группы решает двигаться дальше. И мы вместе с ним.
На протяжении игры, особенно во второй её половине, во время загрузочных экранов возникает саркастический вопрос: «Ну что, уже почувствовал себя героем?». Складывается впечатление, что разработчики, пытаясь не создать очередной боевик в антураже Ближнего Востока, где игрокам нужно бездумно убивать каких-нибудь моджахедов, отдавали себе отчёт в том, что именно такой боевик и создают. И они ненавидели себя за это. Данная ненависть, неприязнь, как будто передалась игре, поэтому она постоянно вступает в конфликт сама с собой: бездумные перестрелки пересекаются со сложными сюжетными решениями и сценами.
Некоторые сцены в Spec Ops: The Line намеренно жестокие, а один момент и вовсе поражает подходом — перед нами стоит задача ударить по позициям солдат из миномёта, зарядив фосфорные мины. Результат ужасен и преступен, и разработчики ставят игрока перед фактом: не хочешь совершить военное преступление, хоть и в виртуальной реальности? Выйди из игры. Иных способов нет. Так четвёртую стену не ломал ещё никто. Благодаря этому и нескольким другим моментам, а также многочисленным диалогам и метаморфозам главных героев, Spec Ops: The Line заслуживает звание самой жестокой, но в то же время самой сильной антивоенной игрой из всех, в которые я играл. И рекомендую поиграть в неё всем вам — на PlayStation 3, Xbox 360 или PC. Обязательно поиграйте, преодолейте некоторые неудобства в управлении и игровом процессе. Оно того стоит.
Вторая игра с антивоенной тематикой, оставившая жирный след в моей памяти — This War of Mine, напомню — отправляет игрока в гущу гражданской войны, где вскрываются самые отвратительные и, так уж сложилось, природные черты людей, оказавшихся на грани гибели. В принципе, как такового прямолинейного антивоенного посыла в этой игре нет, она лишена конкретной пропаганды, сформированных и персонализированных врагов, вроде политиков, военных, полицейских или диктаторов. Нет, всё это здесь есть, но где-то за кулисами, в редких комментариях персонажей и сводках, передаваемых по радио.
Однако не всегда нужно быть прямолинейным, чтобы показать и донести мысль, чувства, эмоции. Команда 11 bit Studios не пыталась пропагандировать свою точку зрения и отношение к войне, разрухе и низменным человеческим качествам, как это делала Spec Ops: The Line. Вместо этого, в This War of Mine предлагает игроку действовать согласно собственным убеждениям, в рамках своей морали, и пожинать плоды — выжить ценой других или рискнуть, пожертвовать и попытаться спасти ещё кого-то. Особенно хорошо моральный аспект проявил себя в расширенной версии игры, когда появились дети.
Интересной стороной проекта стали персонажи. Во многих играх о выживании мы играем людьми с боевыми навыками, ветеранами силовых ведомств и так далее, но в This War of Mine почти все выжившие, под контролем игрока — обычные люди, без военного или полицейского прошлого, жившие своей гражданской жизнью, и неожиданно оказавшиеся посреди разбитого войной города, в самодельном убежище, практически без средств к существованию. Что общего у этой игры с The Line — так это реально испытание для моральных качеств игрока. А ещё оба проекта являются своего рода притчами, в очередной раз обращающими внимание игроков на необратимость последствий принятых решений.
В заключение я хочу пожелать всем быть добрее и сдержаннее к окружающим, не ругаться с людьми попусту, особенно в вопросах, решения и последствия которых от вас попросту не зависят. Цените человеческие отношения больше ваших вкусов, мировоззрения, и уж тем более «кумиров», которых мы склонны создавать для себя на каждом углу из политиков, деятелей культуры и прочих персонажей. Все эти люди сегодня есть — завтра их нет. А разрушенные по пустякам, даже когда они вам таковыми не кажутся, отношения уже не восстановить.
Искренне поздравляю всех с сегодняшним светлым праздником, который, по-моему, должен быть не только символом Победы, но и напоминанием для всех, какой цены она стоила, и какую цену заплатил весь мир из-за амбиций нескольких десятков человек, сумевших повести за собой миллионы. Искренне хочется, чтобы люди перестали убивать друг друга по поводу и без, а войны остались только в видеоиграх.
_________________________________
Почти каждую игру можно назвать отчасти антивоенной. Везде, где гибнут люди или нас заставляют принимать решения — мы видим отголоски ужасных последствий войны. Невозможно выставить массовое истребление целых народов или просто вооруженные конфликты в хорошем свете. В понимании многих людей даже принципом меньшего зла нельзя оправдать убийство человека. И большинство игр о войнах или послевоенном периоде не несут в себе ничего позитивного. Они просто в очередной раз пытаются показать нам тёмные стороны ужаснейших моментов в истории человечества. Даже если речь идёт о гипотетическом варианте развития событий, у него всегда имеется реальная подоплёка. Где-то разработчики используют для этого сюжет и драматические сцены, но в иных проектах ничего подобного нет. Однако если вы спросите любого из создателей такой вещи, пытались ли они превратить войну в развлечение, они без тени сомнений подтвердят, что их игра не создана для того, чтобы восхвалять убийства.
Рассмотрим на примерах? Поговорим о несравненной Papers, Please от Лукаса Поупа. Вы наверняка слышали о ней, ведь это чуть ли не единственный в своём роде проект, переносящий нас в шкуру работника иммиграционной службы. Наша задача – решать кого пустить на территорию страны под названием Арстоцка, а кого нет. Для этого нужно сверят документы, следуя директивам руководства. Новый день – новое предписание и усложнение процедуры досмотра. «И что же в этой игре антивоенного?» – спросите вы. Ответ стоит искать в предыстории.
По сюжету мы получаем работу в результате лотереи рабочих мест (угадайте строй по схеме распределения должностей). КПП располагается в Грештине, на недавно полученной Арстоцкой территории, которая была захвачена в результате шестилетней войны у Колечии. Иными словами, мы трудимся там, где нас ещё совсем недавно считали агрессорами и оккупантами. Поэтому отношение к работникам службы изначально враждебного государства у людей соответствующее. Смирились с поражением не все. Отсюда теракты, ложь, контрабанды и шпионаж. Всё это последствия войны, в которую были втянуты мирные люди.
Нет сомнений, что полученная в результате вооруженного столкновения местность станет точкой напряжения между двумя заключившими мир государствами. Грештин вынужден переживать постоянные волнения. Он становится возможным местом зарождения нового конфликта, а страдают от этого простые люди, вынужденные проводить у будок контроля и осмотра дни напролёт, стремясь покинуть потенциально опасное место. Да и работа нашего протагониста не сахар. Именно на его КПП проще всего подставиться, допустив малейшую ошибку. А суровая жизнь в Арстоцке такова: без денег можно быстро расстаться с кем-нибудь из своих ближайших родственников. Нужны лекарства, еда и прочее… Как итог: жертвами войны стали люди, не затевавшие её. Среди них есть те, кто не чист на руку, но простым гражданам, таким как главный герой, приходится выживать, подстраиваясь под суровые правила послевоенного мира.
Ну, а что на счёт военных действий? В этом плане мне почему-то запомнилась Brothers in Arms: Hell's Highway. Тут стоит сразу подвести черту: шутеры и экшены тяжелее всего сделать антивоенными. Когда герой убивает кого-то, хладнокровно или с деланной брутальностью и шутками, трудно уловить какие-нибудь скрытые посылы, но они почти всегда есть для баланса. В этих жанрах разработчикам удобно делать драматические добивки между боевыми сценами и именно они несут на своих плечах смысловую нагрузку.
Brothers in Arms: Hell's Highway, равно как и вся серия игр, стремится показать отношения между солдатами и дух товарищества. Там, где на первый план выступает человек с его эмоциями и переживаниями, сценаристы не могут не показать пугающие моменты войны. Поэтому в этой игре мы видим простых парней и их связь. Кровавые побоища меняют их. Она ломают, влияют на психику, но при этом сближают. Череда из кат-сцен, заполненных флешбэками, диалогами и напряжёнными моментами сливается в единый фильм.
Похожий пример — Call of Duty: WWII. Там попытка показать войну в отрицательном свете была сделана по этой же модели. И работала лучше, но не столько благодаря режиссуре, а по воле технологического прогресса. По уровню накала они показались мне идентичны, но Brothers in Arms была для меня первой вещью подобного формата и на момент релиза герои в ней были слегка картонными и чрезмерно пафосными. Их лицевая анимация оставляла желать лучшего. Call of Duty: WWII оказалась на голову выше, но той самой новизны уже не было, хотя обе игры несмотря на постоянные перестрелки несли антивоенный посыл. Это лишь пара игр,но я уверен, что можно найти десятки подобных примеров. Они есть во всех жанрах, ведь разработчики тоже люди и у них наверняка в роду могли быть те, кого коснулась какая-нибудь из кровавых войн, неоднократно сотрясавших человечество. Поэтому все мы должны помнить, что кому бы не была выгодна война, дорога до её цели всегда будет усыпана костями…
_________________________________
Любая война – это зло. Войны несут страдания, гибель и оставляют негативный эмоционально-психический отпечаток на множестве людей, даже не принимавших в них непосредственного участия. Как в развитом цивилизованном мире, где большинство умеет общаться, читать и писать можно дойти до войны? Деструктивные силы присутствуют всегда, всегда находятся те, кому это выгодно, кто специально нагнетает обстановку, чтобы в итоге привести всё к войне. В этот знаковый для истории нашей страны, но далеко не радостный день, мы решили собрать игры о войне, которые всем своим существованием вызывали бы отторжение и наивысшую антипатию к подобному виду конфликтов.
Война – это, прежде всего, люди, их судьбы и жизни. Война не обезличена, она имеет вполне конкретные лица, это лица бойцов, их семей, а также всех, кого каким-либо образом затронули боевые действия, кто пережил лишения и тяготы военной жизни. Valiant Hearts: The Great War рассказывает о трагических и неблаговидных событиях Первой мировой от лица пяти в корне непохожих друга на друга героев. Игра является представителем не столь популярного для военной тематики жанра, как приключенческая головоломка-платформер, выполненная, ко всему прочему, в своеобразной комиксоподобной стилистике. Несмотря на то, что игра целиком и полностью посвящена войне, а на наших глазах будут гибнуть и страдать люди, на всём протяжении всего прохождения нам не придётся в кого-то стрелять или убивать.
И хотя поначалу Valiant Hearts вызывает ряд сомнений относительного того, как подобный рисованный и вроде бы несерьезный стиль, а также игровой процесс, состоящий из исследования локаций и решения двухмерных головоломок, могут сочетаться вместе, да и ещё рассказывать серьезную историю об ужасах войны, уже спустя несколько минут все подозрения отпадают. Это гениальная игра, авторы которой смогли раскрыть всю удручающую реальность и позорные аспекты вооружённых конфликтов, поставив во главу всего судьбы обыкновенных, понятных каждому, людей и мирный подход к игровому процессу.
Проект отличается не только исторической достоверностью, но также несет обучающий посыл, изобилуя множеством разного рода любопытными фактами и справочной информацией, благодаря которой удастся шире взглянуть на картину происходящих событий. Даже если вы устали от милитаристской тематики или вам не интересна Первая мировая, я все-таки очень советую ознакомиться с игрой всем, кто по каким-то причинам этого не сделал. Valiant Hearts в понятном и доступном каждому виде рассказывает грустную и по-своему трогательную историю, которая позволяет взглянуть на знакомые исторические эпизоды под новым углом, а также ещё раз убедиться в том, что любая война – это зло, которое никогда не должно повторяться. Это вроде бы настолько просто и очевидно, что должно быть понятно ребёнку, но человечество на протяжении всей своей истории никак не усвоит настолько необходимую заповедь.
Знакомясь с любыми материалами, очерками и рассказами о войне, вы можете заметить, что непосредственные участники в своих воспоминаниях огромное значение уделяют своим соратникам и окружению, которое они часто помнят по именам, и даже могут про каждого рассказать целую историю, включая подробности места рождения, какие-то другие особенности говора или даже привычки. Меня этот факт всегда несколько удивлял, особенно, когда в ходе знакомства с материалами узнавал, что эти люди встретились всего за пару недель до описываемых событий, а больше могли никогда и не встретиться. Это невероятно, когда столь разные личности их противоположных концов страны, разных национальностей и с разными взглядами становились настолько близки за короткое время.
Кто-то из ветеранов сказал, что «день на войне пролетает как месяц в обычной жизни». Дружба, зародившаяся в таких условиях, никогда не ослабнет, и является самой крепкой на свете. Это я мог наблюдать и на примере своих, уже давно покойных, родственников, которым лично довелось защищать родину. Осенью прошлого года, в честь столетнего юбилея с момента окончания Первой мировой войны была выпущена необычная приключенческая игра 11-11: Memories Retold, как раз повествующая о взаимоотношении и дружбе людей на войне. Вместе с двумя абсолютно противоположными во всём персонажами нам предстоит отправиться в самую гущу событий, а также прочувствовать отношение, сомнения и взгляд на вещи со стороны простых солдат, какими были, возможно, наши деды и прадеды.
Игра выполнена в необычном стиле, напоминающем рисунок акварельными красками, ощутить всю мерзость и античеловечность военных конфликтов она позволяет более чем достоверно. У каждого есть свои принципы и понятия, но глобально никто не желает ближнему зла, а часто даже не понимает, за что сражается. Вездесущая пропаганда, навязывающая ненависть одной нации к другой в итоге выливается в кровопролитные продолжительные мясорубки. Это противоречит самой человеческой природе, гуманизму и часто даже понятиям здравого смысла, но правители промывают людям мозги до такой степени, что те уже готовы без малейших сомнений вцепиться друг другу в глотки. В итоге миллионное население оказывается просто в заложниках чьих-то безумных амбиций. Memories Retold поднимает множество актуальных по сей день и важных тем, связанных с мировыми конфликтами и людьми, которые в них участвуют. И хотя сам процесс представляет собой по большей части исследование локаций и решение загадок, подача и постановка решают. Но что ещё важнее – игре удаётся затронуть простые человеческие эмоции, раскрыть ужасы и несуразности войны, а также произвести впечатление.
Это игра не про войну, а про людей на войне, их характеры, стремления и идеалы. В конечном итоге, приходит единственно верное осознание простейшего факта – мы не такие разные, как можно предположить, более того – мы практически одинаковые. Вне зависимости от стороны, на которой сражаемся, он нашей религии и мировоззрений, мы невероятно близки, стоит лишь получше узнать друг о друге и постараться обнаружить точки соприкосновения. Если нас натравливают друг на друга, пытаются опорочить или всячески дискредитировать ещё только потенциального противника – скорее всего, это лишь грязная пропаганда. Возможно, что и на другой стороне творится похожее. Но это происходит лишь потому, что для высших чинов и руководителей в этом есть выгода. Едва ли их заботит судьба простого солдата, жизнь которого оборвётся в безымянном окопе. Важно помнить об этом и быть, прежде всего, человеком, а также попытаться не повторить ошибки прошлого в будущем. Все мы не без греха, надо лишь признать их, принять, и идти вместе дальше — к светлому будущему.
В наши дни празднование Дня Победы обрело несколько иной окрас, а риторика сместилась больше на военное превосходство и демонстрацию своей мощи. В то же время некоторые влиятельные силы пытаются использовать заслуги прошлых поколений как площадку для продвижения своих идей и корыстных интересов. За всей этой низменной суетой общество, как мне видится, стало забывать главное – мир важнее всего! В нашей жизни нет места войнам. Основная повестка праздничных мероприятий должна быть направлена именно на мирное будущее для всех нас, а также на безмерное уважение и благодарность к поколению победителей. И важно, чтобы это были не пустые слова и не разовые громкие акции. Всех с нашим общим праздником!
_________________________________
Никогда не считал себя фанатом чистокровных экшенов без примесей других жанров или военных игр с современными боевыми действиями. При этом я уважаю боевую фантастику и меха-жанр и в то же время ценю фэнтези и исторические игры – в том числе стратегии. Неравнодушен я, например, и к истории и культуре Древнего Рима, хотя римляне были теми ещё засранцами и милитаристами. Наконец, я люблю игры в жанре «постапокалипсис», где в уничтожении мира (к счастью, виртуального) почти всегда виноваты люди или другие населявшие его существа – нередко в результате жестокой и кровопролитной войны.
К чему я это? А к тому, что война может быть прикольной только в играх, но в моей системе координат она не имеет ничего общего с военными конфликтами настоящими. Война реальная уж точно не несёт ничего хорошего ни её участникам, ни, уж тем более, случайным и невинным жертвам. Ужасными примерами служат опустошительные Вторая мировая и Великая Отечественная войны, унёсшие десятки миллионов жизней. Однако даже после таких итогов более мелкие локальные конфликты происходят и по сей день.
И хотя военных игр выходит неизмеримо много, интересно и то, что можно найти достаточно их представителей, несущих именно антивоенный посыл, а есть и вовсе проекты про войну, где не надо никого убивать. Конечно же, игровая индустрия, принося прибыль издателям и разработчикам, в первую очередь призвана развлекать своих потребителей, но она также несёт с собой интересные мысли и идеи, которые могут нас чему-то научить, вызвать подобающие поднимаемой теме эмоции и даже попытаться предостеречь от ошибок предыдущих поколений.
Первой игрой, которая пришла мне на ум в этом контексте, стала приключенческая головоломка My Memory of Us. Предлагаемая история рассказывает о мальчике и девочке, подружившихся на фоне захлестнувшей мир большой войны. Не трудно догадаться, что речь идёт о Второй Мировой. Однако разработчики решили изобразить печально известные страницы истории сквозь свойственную детям призму восприятия ужасов и лишений, придавших знакомым эпизодам и образам оттенок выдумки и даже игры. В итоге, вторгшиеся в город главных героев нацисты предстают перед нами злыми, но порой нелепыми роботами, а, например, существование концентрационных лагерей и уничтожение людей по этническому признаку остаётся за кадром – злобные жестянки лишь похищают людей и увозят в неизвестном направлении.
Повествование ведётся от лица пережившего эти события пожилого человека (кстати озвученного Патриком Стюартом) – ныне владельца книжного магазина, который и был тем самым мальчиком и теперь рассказывает маленькой покупательнице о пережитых временах. Немалое число игроков посчитали My Memory of Us неоднозначным проектом, но чего у него не отнять, так это потрясающего визуального стиля. К тому же, лишённая жестокости, но рассказывающая об ужасных событиях 40-х годов прошлого века в манере, близкой и понятной даже детям, она спокойно подойдёт игрокам любого возраста.
Ещё одним вспомнившимся мне проектом стала первая часть серии Valkyria Chronicles. Все, кто знаком со вселенной «Хроник Валькирии», знает, что игровой процесс тактических ролевых игр основывается на захватывающих военных действиях в вымышленном мире в период, напоминающий ранние годы Второй мировой. Чем ещё примечательна Valkyria Chronicles, так это драматичным сюжетом и яркими персонажами, которым легко сопереживать. Главным героям повествования есть что терять – дом, родных и друзей, и, к сожалению, они, действительно, многого лишаются. Наверное, это достаточно редкий пример того, когда в военной игре у персонажей есть достаточная реальная мотивация для того, чтобы взять в руки оружие и дать отпор врагу. Да и война ими ведётся не захватническая, а исключительно за освобождение своей земли от оккупантов.
Чуть глубже запрятана в Valkyria Chronicles и тема расовой нетерпимости, что опять же намекает на печально известные события 40-х годов прошлого века и ужасную цену, которую пришлось заплатить многим народам. Так, одной из рас в мире франшизы являются «дарксены» – всячески третируемые за вменяемые им былые преступления, лишённые возможности получить нормальную работу и угнетаемые победившим в военном конфликте прошлого Имперским альянсом, а заодно и другими странами. Поднимается в Valkyria Chronicles даже тема концентрационных лагерей, но, к счастью, правда о том, что история нескольких народов была переписана Империей, в конечном итоге всплывает, а у главных героев появляется дополнительная мотивация защитить своих друзей и восстановить репутацию павших товарищей.
Смотря на то, сколько бед на протяжении всей истории приносили войны и под руку идущие с ними амбиции отдельных политических лидеров, хочется верить, что человечество когда-нибудь «повзрослеет» и всё-таки перерастёт весь этот бред, загоняющий нас в тупик. А инициаторам конфликтов из числа воинственно настроенных правительств и других любителей милитаризма хочется предложить каждый раз выходить в чистое поле и разбираться друг с другом самостоятельно, не привлекая к этому невинных людей. Наконец, всем остальным – нормальным, здоровым и адекватным людям я желаю мира и чистого неба над головой! Всех с Праздником!
_________________________________
А какие антивоенные игры понравились вам, друзья? Расскажите нам, и не забудьте поздравить своих ветеранов, если вам повезло, и они все ещё могут радовать вас своим присутствием и хоть постепенно угасающей, но удивительной жизненной силой.
Симулятор офисного Ктулху Godly Corp выйдет 5 апреля на Switch
Игра Shakedown: Hawaii доберётся до европейского PlayStation Store не раньше следующей недели
Воины-пампушки из Calico: Magical Girls Running Cat Cafés появятся на консолях и PC
Майская подборка PlayStation Plus в европейском PlayStation Store
Встречаем Некоруру из Samurai Shodown — боевое олицетворение природы с ястребом в руках