Институт благородных девиц: Обзор The Princess Guide
Как показывает практика, наличие среди разработчиков любимой студии – не всегда синонимично успеху игры. И даже если гиганты игровой индустрии, специализирующиеся на AAA-проектах, способны время от времени разочаровывать фанатов, то что и говорить о командах поскромнее. Если вы следите за творчеством японцев из Nippon Ichi Software, то сегодня для вас две новости. Ролевой экшен The Princess Guide получил английскую локализацию на PlayStation 4 и Nintendo Switch – это, безусловно, хорошо. Однако не всё так гладко с этими принцессами, а почему так вышло попытаемся разобраться в предлагаемом обзоре.
Хотели когда-нибудь побыть наставником и тренером молодой принцессы? The Princess Guide предлагает именно это! В роли странствующего рыцаря игрокам предстоит участвовать в становлении четырёх монарших особ и помочь им осуществить свои мечты. Выбирайте, чьи планы и цели вам ближе: дерзкая ведьмочка Вероника желает власти и обладать мощными артефактами Судного дня, живущая на грани разорения Мономария (с ударением на 3-й слог) стремится к восстановлению чести и славы своего рода, полудракониха Альпана пытается распространить свою веру на другие народы и расы, а любящая покушать принцесса-воительница Лилиарти мечтает победить угрожающего королевству дракона и…отведать стейк из ящера!
Так как же и чему можно будет обучать принцесс? Тут мы являемся свидетелем того случая, когда над удачными и интересными идеями довлеет весьма бюджетная реализация отдельных геймплейных элементов. Для большей наглядности, далее давайте рассмотрим составные части игрового процесса.
Пройдя короткое обучение, мы получаем возможность создать протагониста и выбрать себе первую подопечную. Традиционно для многих современных японских игр история подаётся посредством легко анимированных артов с репликами персонажей. Увидев фирменный визуальный стиль Nippon Ichi Software во время сюжетных эпизодов, можно слегка обмануться и ожидать чего-то большего и от внешней реализации основного геймплея, но тут, к сожалению, всё гораздо скромнее. Весьма скоро мы окажемся на глобальной карте мира и в первых сражениях, исполнение которых больше бы подошло проекту с мобильных устройств! Да и уже названные фрагменты визуальной новеллы могут предложить всего несколько вариантов поз и эмоций персонажей и полностью обделены наличием красивых CG-артов.
Сюжетная линия каждой принцессы потребует от вас путешествовать по её королевству и выполнять появляющиеся то тут, то там миссии – как основные, так и побочные. Увы, но карта мира хоть и поделена на отдельные соединённые дорогами точки с расположившимися в них замками, городами, деревнями, храмами и дикими лесами, на поверку оказалась весьма скучной и неживой. Все эти схематичные изображения локаций не несут почти никакого смысла – остановившись у заманчиво выглядящих руин, вы не получите ровным счётом ничего, если только там не появится значок сюжетного или дополнительного задания. И только изредка в 2-3 случайных клетках карты будут появляться сундуки с зельями, а по дорогам курсировать несколько групп бродячих монстров. В остальном же – никакого исследования и случайных событий!
Разнообразие видов доступных юнитов весьма неплохое, но сильные солдаты доступны только высокоуровневым принцессам в пост-гейме
В сердце боевой системы The Princess Guide лежит формирование эффективных крошечных отрядов во главе с командиром, которыми нам и предстоит управлять. В роли такого командующего может выступать как принцесса, так и созданный игроком странствующий рыцарь или же наёмные героя – всего до четырёх одновременно присутствующих на карте королевства микро-армий. Начав миссию, вы перенесётесь в процедурно сгенерированную локацию с некоторыми характерными для места действия и конкретного сюжетного отрезка чертами и будете вынуждены сражаться с толпами обитающих там противников.
И лидер, и окружающая его свита двигаются вместе, а вот с атакующими способностями дела обстоит поинтереснее. Во-первых, у каждого героя есть обычная и более мощная перезаряжаемая атака, возможность резкого рывка, а также даруемая снаряжением или артефактом (каждый персонаж может использовать только один предмет) способность. Во-вторых, можно синхронно атаковать своими воинами или применять их персональные супер-удары (по 5-6 использований навыка каждым юнитом за миссию). Наконец, существуют комбинации ударов или их усиленные «командирские» варианты, вызываемые при зажатии соответствующей клавиши – тут лучше всего экспериментировать и искать интересные сочетания.
Мономария и верные ей наёмники используют огнестрельное оружие, и с ними игра превращается в подобие ураганного экшена – хоть какое-то разнообразие на фоне в остальном рутинных битв!
Ко всему прочему, во время битвы можно использовать так называемые «Стратегии», дающие бонусы к атаке, защите или скорости, или же восстанавливающие здоровье лидера и его воинов. Число их применений на миссию так же ограничено, а их доступность зависит от показателя «Доминирования» – выражающегося в процентном количестве и растущего после побед над противниками или захвата особых объектов-реликвий.
Реликвии чаще всего представляют собой интерактивные алтари или ловушки, способные причинить вред вашему отряду: автоматические гильотины, выдвигающиеся из пола колья, пышущие пламенем статуи и так далее. Разумеется, захваченную реликвию, в свою очередь, можно повернуть против многочисленных противников вашего воинства. Наконец, побеждённые враги будут оставлять после себя деньги и опыт для ваших юнитов, а по всем уголкам подземелий можно будет обнаружить сундуки с дополнительным золотом и артефактами для ваших героев – оружием и снаряжением, которые потому можно будет улучшить в фамильном замке своей принцессы.
Чтобы завершить миссию обычно надо добраться до крайней точки локации (в её поисках поможет компас) и победить в парочке ключевых сражений. Несколько раз вам предстоит оборонять ворота крепости от наступающих врагов или биться с особо крупным боссом с отдельно вынесенной шкалой здоровья, но такие случаи весьма редки, а всё остальное время вас ожидают бесконечно однообразные фоны и почти не зависящие от места действия и уже по сотому разу повторяющиеся противники. Да и визуально дизайн моделек и объектов конкретно боевой части геймплея хоть и весьма мил, но пропитан бюджетностью.
А теперь давайте лучше поговорим о том хорошем, что всё-таки есть в The Princess Guide! Это ролевые элементы и система наставничества для вверенных нам принцесс. Тут всё вращается вокруг так называемой «Knowledge Materia» – назовём это «Образовательным материалом». Почти каждое случившееся впервые событие вносит в нашу «копилку» какое-то знание или идею. Убили первого механического врага, победили дракона, столкнулись с доселе невиданной Реликвией – получили соответствующую пищу для ума. Теперь надо взять полученную мудрость и «вложить» её в голову нашей ученице!
Работает процесс обучения следующим образом: в профиле каждой девушки есть две ячейки – под обычные (собственно Knowledge Materia) и под дополнительные бонусные знания (Bonus Materia). В них и надо помещать аккумулированные знания. Далее, во время сражений с противниками, но не более трёх раз за каждую миссию, а также посреди особо важных сюжетных диалогов мы сможем похвалить (Praise) или отчитать (Scold) принцессу за её действия. В зависимости от характера барышни, она определённым образом отреагирует на оценку её эффективности, получит кратковременный бонус, а самое главное – немного заполнится шкала освоения выбранного образовательного материала. В конечном итоге, каждая усвоенная таким образом мудрость позволит улучшить атрибуты монаршей особы, получить пассивные умения или даже сделать доступными новые виды юнитов.
С «Bonus Materia» дела обстоят немного сложнее. Их можно открыть, завершая побочные задания, побеждая некоторых боссов или же выполняя другие неявные условия. Наконец, чтобы выучить такие материалы, надо соблюсти прописанные в их описания условия – например, убить 5 драконов или завершить миссию с менее чем половиной здоровья.
Огромный дракон – один из крайне редко встречающихся в игре боссов
Однако это ещё не всё! У каждой героини есть свой замок – только в нём можно окончательно закрепить полученные знания путём повышения атрибутов: силы, мудрости, духа, морали и веры, а они, как я уже упомянул, напрямую отвечают за набор доступных пассивных умений и новых юнитов. Среди других предоставляемых фамильных гнездом услуг: забавная виртуальная тренировка в стиле ретро-игры и дневник с разблокируемой информацией по основам здешнего мира и персонажам; меню менеджмента отряда с возможностью найма новых бойцов или дополнительных героев; мастерская, позволяющая вооружиться новыми артефактами или улучшить уже имеющиеся и, наконец, раздел, позволяющий прокачать вашего основного протагониста.
Стоит также отметить, что черепная коробка и объёмы мозга каждой принцессы-воительницы небезграничны, а потому за один раз выучить всё не удастся. Отвечающая за возможности к усвоению материла величина (она же «Capacity») восполняется весьма медленно и только в результате прохождения миссий и продвижения по сюжету. Исключение составляет пост-гейм, позволяющий заполнить пробелы в обучении и уже не ограничивающий вас не особо-то продолжительной основной историей.
Пусть карта глобальная карта вас не обманывает – мир игры большой, но абсолютно «мёртвый» и неинтерактивный
Развитие самого странствующего наставника прямо зависит от успешности обучения доверившихся ему принцесс. У нашего альтер эго весьма много характеристик, повышаемых за счёт очков умений, а вот получать эти пресловутые «skill points» можно только за счёт каждого успешно усвоенного принцессами знания.
Когда же ваша работа, наконец, будет сделана, и мавр, пардон, сенсей сможет покинуть одну из своих учениц, игра автоматически передаст под вашу опеку следующую нуждающуюся в наставнике особу – и так, пока вы не пройдёте все четыре основные сюжетные линии. Уже после этого начнётся пост-гейм, позволяющий ликвидировать «хвосты», а также открывающий дополнительные сюжетные квесты, снаряжение более высокого уровня и более могущественных противников. Хотя, как мне кажется, к этому моменту у большинства игроков наступит такая передозировка The Princess Guide, что даже новые события, вроде случившегося в землях ведьмы Вероники зомби-апокалипсиса, не станут сильным стимулом надолго задержаться в обществе принцесс!
Хочется сказать, что, не будь в The Princess Guide очень однообразных и быстро наскучивающих сражений, а образовательный материал для развития и обучения принцесс можно было бы получить каким-то иным способом – игра наверняка бы от этого даже выиграла. То же самое касается и крайне скучной и неинтерактивной глобальной карты мира. Идеальным примером для вдохновения мне здесь видится серия Heroes of Might and Magic – вот этот мир унылым и неживым не назовёшь!
Ещё одним важным аспектом является недостаточно подробное объяснение многих техник и механик. По сути, не только наш герой учит чему-то принцесс, но и игрок вместе с ним, методом проб и ошибок, почти вслепую осваивает взаимосвязи различных геймплейных элементов. В итоге, осмысленное прохождение и успешная игра начинается где-то со 2-й принцессы, тогда как первое время может быть достаточно тяжело.
Вопросы визуального ряда уже поднимались вместе с рассмотренными отдельно сражениями и изучением глобальной карты мира, а потому я не буду повторяться. Звуковое сопровождение, в свою очередь, не несёт с собой особых сюрпризов – ни приятных, ни, к счастью, неприятных. Если вы не понаслышке знакомы с японскими играми, то знаете, чего ожидать от озвучки среднестатистического проекта. Наконец, каких-то запоминающихся музыкальных тем в The Princess Guide так же замечено не было.
60 The Princess Guide являет собой пример сочетания нескольких свежих и интересных идей, потонувших под гнётом бюджетной реализации преобладающих геймплейных элементов и визуального оформления. Если вы любите студию Nippon Ichi Software за маленькие шедевры вроде The Liar Princess and the Blind Prince или крепкие середнячки наподобие Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk, то рассматриваемая нами сегодня игра, скорее всего, вас расстроит. Возможно, если бы разработчики поместили здешнюю любопытную систему наставничества в какую-то другую «обёртку», результат мог бы быть более удачным. Однако правда такова: сотни однообразных сражений и скучные путешествия по «мёртвой» карте мира не способны дать того стимула, благодаря которому захотелось бы завершить сюжетные линии всех принцесс и узнать, что припас для нас пост-гейм – усталость от игровой рутины победит гораздо раньше, чем удастся добраться до финала.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
На нас напали! Обзор 8-Bit Hordes
Сборник аркадных авиасимуляторов Air Conflicts Collection вышел на Nintendo Switch
Подробности находящихся в разработке игр Granblue Fantasy: Relink и Versus
Релизный трейлер и видео геймплея экшена Fimbul про викингов и скандинавскую мифологию
Интервью с Ричем Ламбертом, креативным директором The Elder Scrolls Online