Движки и кнут ностальгии: Обзор Anniversary Collection Arcade Classics
Что-то я определённо подсел на всякого рода олдскул, причём не на современные игры в ретро-виде, а на самые настоящие переиздания проектов восьмидесятых. И немного девяностых. Так, сборник аркадных игр от SNK оперативно сменился другим — Anniversary Collection Arcade Classics от компании Konami, который выглядит очень бедненьким по сравнению с упомянутым «конкурентом», ввиду в три раза меньшего количества игр, но доставляет удовольствия не меньше, а жжения в области пониже спины — определённо побольше. И тут есть платиновый кубок, а не унылые 100%! Хоть он не настолько сложен, как кажется, и в наличии есть очередная чит-система, пусть похуже офигенной возможности отмотать игру на 10-30 секунд.
Но обо всём по порядку!
Сегодня компания Konami представляет собой, в лице бывалого игрока и консольщика, довольно жалкое зрелище — некогда одно из величайших издательств, растерявшее и погубившее практически все свои франшизы. Но на самом деле финансовые дела компании идут только в гору, потому что мобильные игры и индустрия казино-автоматов патинко приносят очень большие деньги, зачастую побольше, чем крупные консольные релизы. Возможно, руководство компании решило сдать позиции по части новинок, но вспомнило, что у Konami есть один из самых больших в игровой индустрии багажей превосходных релизов, любимых миллионами игроков и по сей день, на которых эти самые миллионы и выросли. А иногда к ним и современные игроки приобщаются.
Конечно, это всё мои догадки, но они могут и попасть в цель. Или чиркнуть её, хотя бы. Ведь не просто так Konami в течение месяца выпускает сразу две аркадные коллекции — Arcade Classics и Castlevania Anniversary Collection, и готовит на лето Contra Anniversary Collection — к своему 50-летию, причём обе содержат весьма культовые игры… хоть некоторые из них в 2019 году играются с большим трудом. Как и в случае с коллекцией от SNK, я долго сомневался, стоит ли браться за ретро-коллекцию игр, да ещё и усложнённых версий с аркадных машин, но взявшись ни разу не пожалел. Две ночи прошли для меня полными детского угара и воспоминаний о былых деньгах, когда мы с одноклассниками зависали в Life Force на замечательной 8-игровке для Dendy, как превозмогали все трудности и ругались из-за «нечестного распределения апгрейдов», выпадающих из противников.
Первым делом я начал играть в Haunted Castle, которую по ошибке посчитал самой первой игрой в серии Castlevania, но это, естественно, не так. Проект является ответвлением, вышедшим после первой части оригинальной франшизы, однако он был первой игрой серии, вышедшей для аркадных автоматов. Начало игры забавное и простое: идут к алтарю Саймон Бельмонт и его прекрасная избранница, Селена, как вдруг налетает мрачный Дракула и уносит девчонку в далёкие края, где располагается его тёмный-тёмный замок! Сразу после этого и начинается наше приключение через несколько уровней, ведущих к замку легендарного кровососа.
Игровой процесс полностью соответствует классическим «Кастлам»: Саймон умеет лупить кнутом, по пути он может сменить его на булаву или меч, которые наносят больше урона, но уступают кнуту в длине и аутентичности. Также по пути мы собираем всяческое оружие второстепенного типа: бомбы, останавливающие время часы, бумеранги и кресты. Я нашёл часы самым удобным второстепенным предметом, и прошёл всю игру с ними, даже перестав прибегать к системе «сохранил-загрузил», о которой подробнее скажу под конец обзора. Удивительно, но прохождение этой старой и очень неуклюжей аркады доставило мне немало удовольствия, даже на фоне купленной недавно двухигровки с переизданиями великолепных Symphony of the Night и Rondo of Blood.
После прохождения Haunted Castle, завис в игру, которую считаю одной из лучших на этом сборнике — Nemesis, она же первый Gradius. Простенький в реализации, но очень сложный и стильный скроллинговый шутер. Лучше него только продолжения — Life Force и ****** Venture, представленные на этом сборнике. Жаль, тут нет всех частей Gradius, включая вышедшую в 1997 году Parodius. Надеюсь, когда-нибудь такой сборник тоже появится на PlayStation 4. Все эти три игры можно описать сразу: скролл-шутеры, в которых мы управляем кораблём под названием «Вик Вайпер», вооружённым обычными снарядами и способным к эволюции путём сбора усиливающих предметов.
В отличие от версий для NES, с которыми знакомо большинство отечественных игроков из 8-битной эпохи, Gradius и его продолжения на аркадных автоматах отличались не только повышенной сложностью, но и классным элементом игрового процесса: «ручной» прокачкой. Внизу экрана есть шкала с несколькими делениями, в которых указан апгрейд. Каждая поднятая красная сфера смещает подсветку ячейки слева-направо, а нажатием кнопки «Квадрат» мы можем активировать подсвеченный в данный момент апгрейд. Таким образом, «самолётик» апгрейдится не случайным образом, а по велению руки игрока. Хотим сначала сделать акцент на создание боевых спутников? Легко. В первую очередь важна скорость? Да пожалуйста.
Недостаток же Nemesis заключается в однообразии боссов. Вплоть до финального они все одинаковые, и отличаются только цветом и одной-двумя минутами «испытания» прямо перед встречей с ними. Обычно эти испытания заключаются в истреблении и избегании столкновений со множеством предметов, врагов и пуль. В Life Force, она же Salamander, всё стало куда лучше — боссы разнообразнее, появились уровни, в которых мы летим не слева-направо, а и сверху-вниз. Наконец, к лазеру добавили моё любимое оружие — расширяющиеся в диаметре кольца. Прям как сверхзвуковые пушки в Dune II! В ****** Venture вообще сказка: в начале игры можно выбрать последовательность доступных апгрейдов и вид щита, который будет активироваться в случае выбора последней ячейки.
Потом переключился на зрелищную и графически самую крутую на сборнике Thunder Cross. Был осчастливлен, но вскоре наступило и разочарование. Дело в том, что на эмуляторах я проходил версию японского региона, а Arcade Collection нам подсунули американскую, пережившую печальное вмешательство разработчиков во имя западного рынка. Как это бывало в те времена, аркадных автоматов и игровых консолей третьего и четвёртого поколений (8-ми и 16-битные системы), западные версии наоборот усложнялись, а не облегчались, как сейчас. И в те годы ещё не существовало шутки про «всегда найдётся азиат», и азиатские игроки не считались невероятными «харкорщиками». Иные западные игры, прибывая в Страну восходящего солнца, облегчались, чтобы местным игрокам было легче познать все их пиксельные прелести.
Так вот, на сборнике записана североамериканская версия Thunder Cross, да ещё и версия Set 2, в которой вырезали часть контента, изменили порядок уровней и добавили минимум два нелепых новшества, одно из которых способно взять и разорвать десяток нервных клеток сразу. Первое — из традиционных для скролл-шутеров группок противников, оставляющих после уничтожения какой-то павер-ап, начали выпадать буквы «В», ничего не апгрейдят, потому что большинство апгрейдов просто вырезали из игры. Ни вам бумерангов, ни хвостового лазера, ни повышения скорости. Вообще. Эти буквы просто добавляют 5к в общий счёт, облегчая получения трофея. Ведь все трофеи в этом сборнике связаны с накоплением определённого количества очков в играх. Второе — квадратный подонок, выпускающий веер пуль и один самонаводящийся снаряд, от которого в 90% случаев просто невозможно увернуться. Приходится либо использовать «Малыша», испепеляющего всё на экране, от противников до снарядов, либо умирать молодым. Другая проблема этой игры — лаги. Она реально начинает дико плыть. Вот пример:
И таких ситуаций во время прохождения случается очень немало, причём на PlayStation 4 Pro со включённой опцией форсирования железа. В целом Thunder Cross скорее разочаровала, хотя её картинка и игровой процесс очень хороши. Почему решили запихнуть в сборник именно западную версию Set 2 для MAME, вместо оригинальной первой версии — не знаю. И почему было сложно добавить выбор региона, а также ряд других аркадных настроек, чтобы создать более аутентичные ощущения от прохождения аркад на сборнике — тоже понятия не имею. Но уверен, что зря решили сделать именно так. После прохождения Thunder Cross, взялся я за Typhoon, и основательно протащился. Это очень классная игра даже сегодня, позволяющая управлять самолётом с видом сзади, и вертолётом с видом сверху и вертикальным скроллингом. Интересные уровни и боссы, высокая сложность, много усилителей и коварнейшие враги, особенно в вертолётных сегментах. Кайф, рекомендую!
Несколько слов стоит сказать и об оставшихся двух играх, разительно отличающихся от всех остальных своим антуражем и исполнением. Игра Scramble может когда-то и была хитовой, что лично меня очень удивит, но она явно категорически скучная и короткая. Мы управляем кораблём, сошедшим с детского рисунка, на котором не солнечный круг и небо вокруг, а типичная рисованная ракета с иллюминаторами, стреляющая шариками и выпускающая бомбы. Эта ракета летит слева-направо должна уничтожать расположенные на поверхности баки с горючим, чтобы восполнять его, а также отбиваться от противников. Проходится это добро примерно за 5 минут, так как состоит ровно из одного уровня, последняя секция которого — ад и содомия. Нам нужно провести корабль по небольшому лабиринту из узких проходов, успевая вовремя маневрировать, поскольку экран постоянно надвигается.
Последний проект называется Twin Bee и представляет собой яркий вертикальный скроллинговый шутер, в котором наша «пчёлка» стреляет перед собой и бросает бомбы. На удивление неплохой проект, но долго зависать в него не интересно. Когда проходил, думал, что набрать нужно количество очков будет очень сложно, а потом оказалось, что выбиваемые колокола, которыми можно жонглировать при помощи выстрелов, дают от 500 до 10000 очков за раз… Смотреть Порно Украина бесплатно. поэтому получил золотой трофей в начале второго этапа и выключил игру. Она так и осталась единственной на сборнике, которую я не прошёл.
О чём ещё хочется сказать — платиновый кубок. Требования некоторых трофеев звучат так, словно их произнёс сам дьявол, причём своим самым похмельным голосом, после нескольких суток увеселительных утех с вавилонской блудницей. Но на самом деле список категорически не сбалансирован, а если игроку не лень раз в несколько минут сохраняться в удобных случаях, а затем перегружать этот сейв, в случае неудачи — можно одолеть все требования за одну ночь. Самым дурацким трофеем вынужден признать кубок за достижение 150,000 очков в игре Scramble. Для этого её надо пройти 7-8 раз подряд, потому что за одно прохождение получается 20-25к. Ну 30к, если играть уж совсем идеально. А сама по себе игра жутко старая и не интересная аркада с видом сбоку… ну я выше всё о ней написал.
Ах да, в настройках (индивидуальны для каждой игры по нажатию сенсорной панели) можно вот так растянуть экран в любой игре, но лучше этого не делать:
Самый классный трофей, который заставил меня реально попотеть, это 300,000 очков в Nemesis. А ещё он единственный, ради которого нужно пройти игру практически полностью, получил нужное количество очков в двух экранах от финального босса, и это при прохождении без смертей. Сама по себе игра довольно непростая, а проходил я её, намеренно не пользуясь трюком «сохранил-загрузил». Его я вообще использовал только в трёх играх из восьми: Haunted Castle, потому что летучие мыши меня бесят, Twin Bee и Scramble, потому что эти аркады очень… хм, своеобразные, и прохождение последней 7-8 раз подряд на ограниченных жизнях очень спорное мероприятие. Классику от мира Gradius — собственно Nemesis, Life Force (Salamander) и ****** Venture, со скрипом, ругательствами и невероятным душем из ностальгии, я прошёл без читерских приёмчиков и получил просто максимум кайфа. Потрясающие игры моего детства.
В целом, коллекция этих игр рассчитана строго на поклонников скроллинговых шутеров, тех, кто с искренним восторгом по сей день вспоминает, как залипал с одноклассниками в Life Force на 8-битке, как пытался пройти первый Gradius, и удивлялся внезапно возросшей сложности знакомых игр, если добирался до их аркадных оригиналов. Если вы не являетесь таким человеком, лучше проходите мимо новой аркадной коллекции от Konami. Я же, воспользовавшись кодом для PlayStation 4 и получив платиновый кубок, отправился в eShop и купил сборник для Nintendo Switch. Не знаю, стану ли вновь играть, но поддержать инициативу Konami по переизданию классики 30-летней давности захотелось. Я не верю в будущие проекты этой компании, но точно знаю, что в эпоху аркадных машин и 8-битных систем она была одной из моих любимых производителей игр и издателей. А это дорогого стоит.
75 Anniversary Collection Arcade Classics — яркое напоминание о тех временах, когда Konami была великой компанией, дарящей радость игрокам на аркадных автоматах и домашних консолях. Огорчает лишь, что семь из восьми представленных здесь игр — скролл-шутеры, однако ностальгирующие поклонники жанра, на которых и рассчитана коллекция, останутся чертовски довольны. Это хорошая ретро-коллекция, хоть цену её стоит уполовинить.
Обзор написан по цифровой версии сборника для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем.